Мероприятие проводилось 24 февраля 2022 года в формате видеоконференцсвязи, организаторами выступили Министерство образования и науки Забайкальского края, ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», Центр цифровой трансформации образования.
Симпозиум был посвящен реализации направлений Стратегии цифровой трансформации сферы образования Забайкальского края и реализации федеральных проектов «Цифровая образовательная среда», «Информационная инфраструктура».
Участие в работе симпозиума приняли более четырехсот человек, в том числе специалисты Министерства просвещения РФ, ЗАО «ИРТех» г. Самары, Ростелекома Забайкальского края, IT-специалисты, технические специалисты МОУО, сотрудники организаций общего, дополнительного и профессионального образования. География участников и гостей форума обширна, подключились к работе форума представители восемнадцати субъектов РФ, почти все районы и города Забайкальского края.
Цифровая трансформация стала ключевым трендом последних двух лет. Сегодня, кажется, никто не сомневается в ее необходимости. Большую поддержку этому направлению оказывает государство, которое видит в цифровизации важное условие развития и процветания государства. Сложности, возникшие в 2020-21г.г. заставили пересмотреть часть заявленных ранее планов и изменить сроки их реализации. Одновременно пандемия стала стимулом для ускоренного развития целого ряда направлений. Среди них модернизация телекоммуникационной инфраструктуры, расширение спектра цифровых, в том числе государственных услуг, внедрение средств удаленной работы, развитие онлайн-образования и так далее. Вопросы реализации и достижения целевых показателей регионального проекта «Цифровая образовательная среда», стали основными в ходе проведения сессии.
В период формирования и реализации «Стратегии социально-экономического развития России до 2024 года и с перспективой до 2035 года» руководство нашей страны определило курс на построение цифровой экономики, где важную роль играет цифровая трансформация образования, которая помогает лучше решать задачи повышения качества образования, стимулируя социальное и экономическое развитие нашей страны. В рамках симпозиума работа велась на 5 площадках. Суммарно прозвучало около 20 выступлений.
Открыла работу симпозиума дискуссионная площадка «Модернизация информационной инфраструктуры образовательной организации», где ключевыми вопросами для обсуждения явились установка криптошлюзов при подключении АРМов школы к системе контроля доступа, обеспечение информационной безопасности детей через унификацию подходов к оснащению общеобразовательных организаций, выполнение требований к антитеррористической защищенности, единая сеть передачи данных. Участники площадки смогли задать напрямую волнующие их вопросы представителям Ростелекома. Судя по широкому спектру обсуждаемых вопросов, работу площадки можно считать результативной.
В формате Open Space участники смогли услышать выступление руководителей IT кубов г. Читы Т. Метельского и п. Агинское Б.Жамбуева, которые поделились своим положительным опытом, а также проблемами в работе центров. Всю необходимую информацию по работе IT кубов, их дальнейшему развитию, в своем докладе представила Н.Ю.Никифорова, начальник отдела общего, специального образования Управления общего образования и воспитания Минобразования Забайкальского края.
Сегодня одним из самых востребованных форматов трансляции коммуникации в публичном пространстве является публичная лекция. В рамках этой площадки, сотрудники кафедры информатики и цифровых технологий представили материал о сквозных цифровых технологиях и их интеграцию в образовательный процесс.
На площадке в формате «Аквариум» руководители, заместители руководителей образовательных организаций, специалисты МОУО, педагоги обсудили вопросы достижения показателей цифровой трансформации. Центральное место в живой дискуссии с гостями форума А.И. Фрадковым, первым заместителем генерального директора ЗАО «ИРТех» г.Самары и А.В. Кравцовым, проректором по информатизации АНО "Академия управления" г. Москвы было отведено вопросам системы оценки качества образования, цифрового профиля обучающегося, формированию индивидуальных траекторий с использованием данных цифрового портфолио учащегося. Организаторы мероприятия выразили признательность гостям за участие в площадке.
Завершила секционную работу форума презентационная площадка с обсуждением вопросов использования федеральных образовательных платформ. Единовременное количество подключенных слушателей из разных населенных пунктов Забайкальского края составило около 50 человек. Спикерами были заявлены представители образовательных онлайн-платформ «Учи.ру», «Новый диск», «Сферум». Рассматривались механизмы внедрение модели цифровой образовательной среды и современных форм обучения в образовательных учреждениях Забайкальского края.
Кульминационным моментом в работе мероприятия явилось пленарное заседание, на котором выступили:
- Н.М. Шибанова, заместитель министра - начальник управления общего образования и воспитания с докладом «Цифровая трансформация образования Забайкальского края: целевые показатели, тенденции, перспективы» В этой связи, Наталия Михайловна подробно остановилась на нормативном документе «Стратегия цифровизации образования Забайкальского края», который был принят и носит ведомственный характер. Говоря о важности пяти ключевых задач, обозначенных в этом документе, заместитель министра отметила положительную динамику в улучшении показателей цифровой трансформации в сфере образования.
- Л.И. Казакова, проректор, директор Центра цифровой трансформации образования представила информацию о «Государственных услугах и функциях в электронном виде». Любовь Ивановна обозначила перечень массовых социально-значимых электронных услуг, в который вошли: аттестация педагогических работников, организация отдыха детей в каникулы, программа дополнительного образования и т.д. Были даны алгоритмы правильного поиска и использования этих услуг. Обращено внимание на важность информации учета движения контингента, учета педагогических кадров и организаций, ведение электронного дневника. В итоге своего выступления директор центра цифровой трансформации образования сформулировала задачи, обозначила «западающие» темы данного направления.
Участники форума, понимая, что суть цифровой трансформации образования в том, чтобы эффективно и гибко применять новейшие технологии для перехода к эффективному образовательному процессу, обсудили меры, которые должны привести к этому результату. В числе вопросов, обсуждаемых на симпозиуме, наибольший интерес вызвали: функционирование и перспективы развития IT кубов, модернизация информационной инфраструктуры образовательной организации, ресурсы и возможности федеральных образовательных платформ и т.д. Программа симпозиума была насыщенной и включала в себя большой теоретический и информационный материал, а опыт участников площадок был интересен и важен. Выражаем благодарность организаторам и всем участникам форума.
Н.А. Прокофьева,
доцент кафедры информатики и цифровых технологий
ИРО Забайкальского края